alt=
 alt=

Билеты на балет «Петрушка»

О спектакле

Балет «Петрушка» (потешные сцены) на музыку Игоря Стравинского в одном акте, четырех картинах. Сценарий И. Стравинского и А. Бенуа.

Действующие лица
Петрушка
Балерина
Арап
Фокусник
Балаганный дед
1-я уличная танцовщица
2-я уличная танцовщица
Шарманщик
Ухарь-купец
1-я цыганка
2-я цыганка
3-я цыганка
Кучера, извозчики, кормилицы, ряженые: баба, черт, коза, гусар, поваренок; мастеровые, гуляющие

Действие происходит в России во время масленичного гулянья.

История создания балета «Петрушка»

Музыка Стравинского для балета «Петрушка» была написана после театрального сезона 1910 года, когда была звездная премьера балета «Жар-Птица». После окончания этого сезона Стравинский с семьей поехал на отдых в Швейцарию. В этом сочинении композитора ведущую роль играет рояль. А главный герой – плясун, который безумно и задорно своими выпадами заводит оркестр, угрожающим игрушечному человечку своими фанфарами. Вызов был принят и завязывается неравная схватка. В результате – протяжная мольба о пощаде угасающего от усталости плясуна. А название «Петрушка» пришло Стравинскому не сразу. Но, когда он вспомнил о непременном герое всех балаганов и ярмарок, то понял, что лучшего названия для такой музыке придумать просто не возможно.

Премьера балета «Петрушка» состоялась 13 июня 1911 года в Париже на сцене театра Шатле. Руководил постановкой Пьер Монте. Это произведение Стравинского без промедления оказалось под пристальным вниманием истинных ценителей искусства в Париже. В нем – сама русская жизнь, без прикрас, вся какая она есть. В нем есть и задор и свежесть, и удаль. Каждая нота, каждый поворот – все цепляет, задерживает внимание, увлекает зрителя в свое бешеном танце совсем даже не кукольных страстей.

Сюжет балета «Петрушка»

Масленичные гулянья. Старый фокусник показывает любопытной праздной толпе своих кукол, оживающих прямо на глазах у зрителей. Куклы эти – Петрушка. Арап и Балерина. Они на глазах у изумленной толпы исполняют замысловатый танец в бешеном ритме. Фокусник обладает силой и удивительной магией. Он одарил своих кукол чувствами и страстями, которые присущи настоящим людям. Но больше всех из них наделен или Петрушка. Он больше всех ощущает страдания от неволи, от жестокости фокусника, от изолированности от всего мира. Его волнует его внешность – уродливая и при этом шутовская. Петрушка ищет утешения у Балерины, и, казалось бы, он нашел что искал, но эта кукла лишь избегает его, пугаясь его странных наклонностей.

В противоположность Петрушки Арап – злой и красивый, в нарядной одежде. Он с легкостью находит ответные чувства в сердце Балерины, которая очаровала его. Во время любовного объяснения Арапа и Балерины к ним врывается Петрушка – в ярости, обиде и негодовании. За это Арап выгоняет Петрушку.

Масленица. Веселье не знает границ – толпа от души веселится, гуляет на широкую ногу. Купец бросается деньгами, кормилицы танцуют в парах с придворными кучерами. Толпа ряженых и праздных гуляк развлекаются в диком плясе. И в этот момент из театра фокусника выбегают куклы. Арап поражает Петрушку ударом сабли. Петрушка умирает прямо на снегу на глазах у толпы. На шум прибежал фокусник. В его руках кукла вновь оживает, а толпа удостоверилась что в голова ее и правда сделана из дерева, а что в теле – опилки. Но дух Петрушки теперь не успокоится. Он будет грозить погибелью своему мучителю-фокуснику. И горе тому, кто поверил в наваждение.

Музыка

Музыка балета «Петрушка» - это ткань, сплетенная из мотивов русского народного фольклора. Зритель балета с легкостью узнает и напевы из «Вдоль по Питерской мостовой», и «Ах вы сени мои сени», а также «А снег тает». Все они дополняются собственными сочинениями и композициями композитора, которые также имеют ярко выраженный народный характер.




Rambler's Top100